Памятка для родителей
«Шесть советов в период подготовки ученика к экзаменам»
Чтобы подготовка к экзамену прошла без вреда для здоровья школьников, предложите их родителям воспользоваться памяткой.
- Не игнорируйте режим дня. Помогите распределить учебную нагрузку по дням недели, по времени и сложности материала. Чтобы сохранить работоспособность, придерживайтесь временных промежутков: 45–60 минут – учим; 10–15 минут – перерыв. Не лишайте ребенка свободного времени, организуйте досуг, чтобы ребенок не переутомился. Не препятствуйте встречам с друзьями.
- Следите за сном. Ваш ребенок должен высыпаться как следует. Не допускайте подготовки к экзаменам по ночам. Продолжительность сна должна составлять не менее 8 часов.
- Следите, чтобы питание было полноценным и регулярным. При интенсивном умственном напряжении ребенку необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов.
- Не игнорируйте желание ребенка помочь с домашними делами. Такая помощь служит своеобразной разгрузкой, сменой деятельности, которая позволит отдохнуть. Важно следить, чтобы это не переросло в манипулирование: «Я помогаю, значит, меньше буду тратить времени на учебу».
- Продемонстрируйте веру в ребенка. В общении с ребенком используйте фразы, которые его поддержат:
– «Ты знаешь это очень хорошо»;
– «Не боги горшки обжигали»;
– «Зная тебя, я уверен, что ты сделаешь все хорошо»;
– «Ты сможешь это сделать».
- Не повышайте тревожность ребенка. В случае сильного волнения расскажите о возможных вариантах пересдачи ГИА и о развитии событий в случае не самого удачного результата.
Комментарий к статье 59 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы по итогам учебы по прохождению определенного уровня образования и окончания освоения образовательной программы.
Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся. Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией.
Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией (ГИА). Она проводится в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта государственными экзаменационными комиссиями.
2. Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 26 декабря 2013 г. N 1400. Порядок проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования определяет формы проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, участников, сроки и продолжительность проведения ГИА, требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении ГИА, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению ГИА, порядок проверки экзаменационных работ, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов ГИА. ГИА, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ среднего общего образования, является обязательной.
Обучающиеся, являющиеся в текущем учебном году победителями или призерами заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, членами сборных команд РФ, участвовавших в международных олимпиадах, освобождаются от прохождения ГИА по учебному предмету, соответствующему профилю всероссийской олимпиады школьников, международной олимпиады.
Обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющие среднего общего образования, вправе пройти ГИА, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования и при успешном прохождении которой им выдается аттестат о среднем общем образовании.
ГИА проводится государственными экзаменационными комиссиями (далее — ГЭК) в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
ГИА проводится по русскому языку и математике (обязательные учебные предметы). Экзамены по другим учебным предметам — литературе, физике, химии, биологии, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам (английский, немецкий, французский и испанский языки), информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), а также по родному языку из числа языков народов РФ и литературе народов РФ на родном языке из числа языков РФ (родной язык и родная литература) — обучающиеся сдают на добровольной основе по своему выбору.
ГИА по образовательным программам среднего общего образования проводится в следующих формах:
а) в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы (далее — КИМ), — для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также для лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в форме семейного образования или самообразования и допущенных в текущем году к ГИА;
б) в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ) с использованием текстов, тем, заданий, билетов — для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, для обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или для обучающихся детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования;
в) в форме, устанавливаемой органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования, — для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования, изучавших родной язык и родную литературу (национальную литературу на родном языке) и выбравших экзамен по родному языку и (или) родной литературе.
Обучающиеся, освоившие образовательную программу среднего общего образования в форме самообразования или семейного образования, либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего общего образования, вправе пройти экстерном ГИА в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования, в формах, устанавливаемых настоящим Порядком. Указанные обучающиеся допускаются к ГИА при условии получения ими отметок не ниже удовлетворительных на промежуточной аттестации.
Для проведения ЕГЭ и ГВЭ на территории РФ и за ее пределами предусматривается единое расписание экзаменов. По каждому учебному предмету устанавливается продолжительность проведения экзаменов.
3. Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 25 декабря 2013 г. N 1394 и определяет формы проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, участников, сроки и продолжительность проведения ГИА, требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении ГИА, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению ГИА, порядок проверки экзаменационных работ, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов ГИА.
ГИА по образовательным программам основного общего образования проводится в следующих формах:
а) в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы, — для обучающихся образовательных организаций, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы основного общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также для лиц, освоивших образовательные программы основного общего образования в форме семейного образования или самообразования и допущенных в текущем году к ГИА;
б) в форме письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов (государственный выпускной экзамен, ГВЭ) — для обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обучающихся в образовательных организациях, расположенных за пределами территории РФ, и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего образования, и загранучреждениях Министерства иностранных дел РФ, имеющих в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов, освоивших образовательные программы основного общего образования. Для указанных категорий обучающихся ГИА по отдельным учебным предметам по их желанию проводится в форме ОГЭ;
в) в форме, устанавливаемой органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в сфере образования, — для обучающихся по образовательным программам основного общего образования, изучавших родной язык и родную литературу (национальную литературу на родном языке) и выбравших экзамен по родному языку и/или родной литературе для прохождения ГИА.
Повторно к сдаче ГИА по соответствующему учебному предмету в текущем году по решению ГЭК допускаются следующие обучающиеся:
— получившие на ГИА неудовлетворительный результат по одному из обязательных учебных предметов;
— не явившиеся на экзамены по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
— не завершившие выполнение экзаменационной работы по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);
— апелляция которых о нарушении установленного порядка проведения ГИА конфликтной комиссией была удовлетворена;
— результаты которых были аннулированы ГЭК в случае выявления фактов нарушений установленного порядка проведения ГИА, совершенных присутствующими на экзамене лицами или иными (неустановленными) лицами.
Результаты ГИА признаются удовлетворительными в случае, если обучающийся по обязательным учебным предметам набрал минимальное количество баллов, определенное органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим государственное управление в сфере образования, учредителем, загранучреждением.
Обучающимся, не прошедшим ГИА или получившим на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо получившим повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА в дополнительные сроки, предоставляется право пройти ГИА по соответствующим учебным предметам не ранее чем через год.
4. Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 16 августа 2013 г. N 968. Данный Порядок устанавливает правила организации и проведения организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, государственной итоговой аттестации студентов (курсантов), завершающей освоение имеющих государственную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования (программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программ подготовки специалистов среднего звена), включая формы государственной итоговой аттестации, требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации, а также особенности проведения государственной итоговой аттестации для выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Обеспечение проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования осуществляется образовательными организациями.
Формами государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования являются:
— защита выпускной квалификационной работы;
— государственный экзамен (вводится по усмотрению образовательной организации).
Выпускная квалификационная работа способствует систематизации и закреплению знаний выпускника по профессии или специальности при решении конкретных задач, а также выяснению уровня подготовки выпускника к самостоятельной работе.
В зависимости от осваиваемой образовательной программы среднего профессионального образования выпускная квалификационная работа выполняется в следующих видах:
— выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа — для выпускников, осваивающих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих;
— дипломная работа (дипломный проект) — для выпускников, осваивающих программы подготовки специалистов среднего звена.
К государственной итоговой аттестации допускается студент, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план по осваиваемой образовательной программе среднего профессионального образования.
Для выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья государственная итоговая аттестация проводится образовательной организацией с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких выпускников. При проведении государственной итоговой аттестации обеспечивается соблюдение следующих общих требований:
— проведение государственной итоговой аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с выпускниками, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для выпускников при прохождении государственной итоговой аттестации;
— присутствие в аудитории ассистента, оказывающего выпускникам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с членами государственной экзаменационной комиссии);
— пользование необходимыми выпускникам техническими средствами при прохождении государственной итоговой аттестации с учетом их индивидуальных особенностей;
— обеспечение возможности беспрепятственного доступа выпускников в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже, наличие специальных кресел и других приспособлений).
По результатам государственной аттестации выпускник, участвовавший в государственной итоговой аттестации, имеет право подать в апелляционную комиссию письменное апелляционное заявление о нарушении, по его мнению, установленного порядка проведения государственной итоговой аттестации и (или) несогласии с ее результатами.
5. Прохождение итоговой аттестации в высших учебных заведениях регламентируется Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений РФ, утв. Приказом Минобразования РФ от 25 марта 2003 г. N 1155, которое распространяется на выпускников, обучающихся по всем формам получения высшего профессионального образования. Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника высшего учебного заведения к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (включая федеральный, национально-региональный и компонент образовательного учреждения).
Итоговая государственная аттестация выпускников проводится в аккредитованных высших учебных заведениях (и их филиалах) по всем основным образовательным программам высшего профессионального образования, имеющим государственную аккредитацию.
К итоговым аттестационным испытаниям, входящим в состав итоговой государственной аттестации, допускается лицо, успешно завершившее в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования, разработанной высшим учебным заведением в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
При условии успешного прохождения всех установленных видов итоговых аттестационных испытаний, входящих в итоговую государственную аттестацию, выпускнику высшего учебного заведения присваивается соответствующая квалификация (степень) и выдается диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании.
Лица, обучающиеся в не имеющих государственной аккредитации высших учебных заведениях или успешно окончившие их, имеют право на текущую и итоговую государственную аттестацию в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, на условиях экстерната.
К видам итоговых аттестационных испытаний итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений относятся:
— защита выпускной квалификационной работы;
— государственный экзамен.
Конкретный перечень обязательных итоговых аттестационных испытаний устанавливается государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в части требований к итоговой государственной аттестации выпускника и утверждается Минобрнауки РФ.
Выпускные квалификационные работы выполняются в формах, соответствующих определенным ступеням высшего профессионального образования: для бакалавров — в форме бакалаврской работы; для специалистов — в форме дипломной работы (проекта); для магистров — в форме магистерской диссертации.
6. Комментируемой статьей установлены общие для всех организаций, осуществляющих образовательную деятельность, требования к проведению ГИА:
— к ГИА допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам;
— обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации или получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти государственную итоговую аттестацию в сроки, определяемые порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам (см. перечисленные выше документы);
— за прохождение ГИА не допускается взимание платы с обучающихся.
7. Для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования создаются государственные экзаменационные комиссии (ГЭК). При проведении государственной итоговой аттестации на территориях субъектов РФ ГЭК создается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ. При проведении государственной итоговой аттестации за пределами территории РФ ГЭК создается Рособрнадзором.
ГЭК для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования создаются в соответствии с порядком проведения государственной итоговой аттестации по указанным образовательным программам.
Особенности формирования и функционирования ГЭК закрепляются в утверждаемых Минобрнауки РФ порядках проведения государственной итоговой аттестации по различным образовательным программам.
Так, например, в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 26 декабря 2013 г. N 1400, состав ГЭК формируется из представителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные полномочия в сфере образования, учредителей МИД России и загранучреждений, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, научных, общественных и иных организаций и объединений, а также представителей Рособрнадзора. Составы ГЭК, создаваемых в субъектах РФ, согласовываются Рособрнадзором. Общее руководство и координацию деятельности ГЭК осуществляет ее председатель, утверждаемый Рособрнадзором.
В Порядке определены полномочия председателя ГЭК (например, он организует формирование состава ГЭК и представляет его на согласование в Рособрнадзор, организует формирование составов предметных комиссий и др.) и функции членов ГЭК (например, они обеспечивают соблюдение установленного порядка проведения ГИА, в случае выявления нарушений установленного порядка проведения ГИА принимают решения об удалении с экзамена обучающихся, выпускников прошлых лет, а также иных лиц и др.).
Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки РФ от 25 декабря 2013 г. N 1394, в целом закреплены полномочия ГЭК. Так, комиссия:
1) организует и координирует работу по подготовке и проведению ГИА (полномочия раскрыты подробнее);
2) обеспечивает соблюдение установленного порядка проведения ГИА (полномочия раскрыты подробнее);
3) рассматривает на своем заседании результаты ГИА и в установленных настоящим Порядком случаях принимает решения об утверждении, изменении или отмене результатов ГИА.
В письме Рособрнадзора от 20 января 2014 г. N 03-26 «Об утверждении списков председателей государственных экзаменационных комиссий для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего и среднего профессионального образования» даются разъяснения по порядку утверждения председателей государственных экзаменационных комиссий.
Председателем государственной экзаменационной комиссии для имеющих государственную аккредитацию негосударственных образовательных организаций высшего образования, государственных образовательных организаций высшего образования, находящихся в ведении субъектов РФ, муниципальных образовательных организаций высшего образования утверждается, как правило, лицо, не работающее в данной образовательной организации высшего образования, из числа докторов наук, профессоров соответствующего профиля, а при их отсутствии — кандидатов наук или крупных специалистов предприятий, организаций, учреждений, являющихся потребителями кадров данного профиля.
Председатель государственной экзаменационной комиссии утверждается по каждой образовательной программе, реализуемой образовательной организацией и имеющей государственную аккредитацию.
Кандидатуры председателей государственных экзаменационных комиссий для имеющих государственную аккредитацию негосударственных образовательных организаций высшего образования, государственных образовательных организаций высшего образования, находящихся в ведении субъектов РФ, муниципальных образовательных организаций высшего образования утверждаются заместителем руководителя Рособрнадзора, курирующим деятельность Управления государственных услуг.
Списки председателей государственных экзаменационных комиссий для имеющих государственную аккредитацию негосударственных образовательных организаций высшего образования, государственных образовательных организаций высшего образования, находящихся в ведении субъектов РФ, муниципальных образовательных организаций высшего образования утверждаются по представлению учредителя (учредителей).
8. При проведении ГИА используются контрольные измерительные материалы, представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного образовательного стандарта. Порядок разработки, использования и хранения контрольных измерительных материалов (включая требования к режиму их защиты, порядку и условиям размещения информации, содержащейся в контрольных измерительных материалах, в сети Интернет) устанавливается Приказом Рособрнадзора от 25 августа 2011 г. N 1897. Он устанавливает требования к порядку и условиям разработки контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена (КИМ), их использования при проведении единого государственного экзамена (ЕГЭ), к условиям их хранения, к режиму их защиты, а также к порядку и условиям размещения сведений, содержащихся в КИМ, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
КИМ разрабатываются на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Задания стандартизированной формы, входящие в состав КИМ, включают в себя инструкции по их выполнению.
Рособрнадзор организует разработку КИМ и ежегодно публикует на своем официальном сайте (или отдельном сайте) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет пояснительную записку о структуре и содержании КИМ и демонстрационный вариант КИМ по каждому общеобразовательному предмету.
9. В целях обеспечения соблюдения порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования гражданам, аккредитованным в качестве общественных наблюдателей, предоставляется право присутствовать при проведении ГИА и направлять информацию о нарушениях, выявленных при проведении государственной итоговой аттестации, в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования.
Аккредитация граждан в качестве общественных наблюдателей осуществляется в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 28 июня 2013 г. N 491 «Об утверждении Порядка аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников».
Общественными наблюдателями при проведении государственной итоговой аттестации признаются граждане Российской Федерации, получившие аккредитацию в соответствии с настоящим Порядком. Ими не могут быть работники:
— Минобрнауки РФ;
— Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки;
— органов, осуществляющих управление в сфере образования;
— образовательных организаций;
— учредителей образовательных организаций, расположенных за пределами территории РФ и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего и среднего общего образования, загранучреждений МИД РФ, имеющих в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения.
Аккредитацией граждан в качестве общественных наблюдателей признается наделение граждан статусом общественных наблюдателей при проведении, в частности, государственной итоговой аттестации.
Деятельность общественных наблюдателей осуществляется на безвозмездной основе и понесенные расходы им не возмещаются — это является финансовой основной их независимости.